Биография
Родился 31 марта 1928 г. в селе Калмыцкие Мысы Поспелихинского района Алтайского края. В 1945 г. поступил в балетную студию при Новосибирском театре оперы и балета, во время учебы уже выступал в спектаклях этого театра. В 1948-51 гг. проходил обучение в Московском хореографическом училище (педагог Асаф Мессерер), по окончании которого был принят в балетную труппу Большого театра, где также занимался и репетировал под руководством легендарного А. Мессерера. Его невероятная виртуозность – он был гением вращения и отличался мощным, уверенным прыжком, – как и атлетическое телосложение обеспечили ему быстрое вхождение в репертуар. Танцовщики героического плана были очень востребованы на советской балетной сцене того времени, и он в первые же годы службы в Большом стал получать премьерские партии – преимущественно в балетах современного репертуара.
Среди исполненных партий:
Филипп («Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена, 1953 г.)
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1954 г.)
Принц («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1954 г.)
Франц («Коппелия» Л. Делиба, хореография А. Горского, возобновлен Е. Долинской, А. Радунским, 1956 г.)
Фрондосо («Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани, 1956 г.)
Вакх (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского, 1956 г.)
Георгий («Гаянэ» А. Хачатуряна, хореография В. Вайнонена, 1958 г.)
Трубадур («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1959 г.)
Евгений («Медный всадник» Р. Глиэра, хореография Р. Захарова, 1960 г.)
Вацлав («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова, 1960 г.)
Армен («Гаянэ» А. Хачатуряна, хореография Н. Анисимовой, 1961 г.)
Лукаш ( «Лесная песня» Г. Жуковского, хореография А. Лапаури, О. Тарасовой, 1961 г.)
Принц («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена, 1962 г.)
па де де («Жизель» Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, 1962 г.)
Солист («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера, 1963 г.)
Солдат («Сказка о Солдате и Черте» И. Стравинского, хореография Э. Суве, режиссер Б. Горбатов, 1964 г.)
Кайс (Меджнун) («Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, хореография К. Голейзовского, 1966 г.)
На него К. Голейзовским был поставлен знаменитый хореографический номер «Героический этюд», вошедший в балет-сюиту «Скрябиниана», премьера которого состоялась в Большом театре в 1962 г.
Славился как надежный и крепкий партнер. Танцевал со многими ведущими балеринами труппы – Ольгой Лепешинской, Софьей Головкиной, Ириной Тихомирновой, Раисой Стручковой, Мариной Кондратьевой, Ниной Тимофеевой, Екатериной Максимовой.
В его обширном концертном репертуаре были самые популярные, требующие от исполнителей большого мастерства хореографические номера, в том числе «Вальс» на музыку М. Мошковского (хореография В. Вайнонена), «Весенние воды» на музыку С.В. Рахманинова, «Мелодия» на музыку К.В. Глюка (хореография А. Мессерера), «Гопак» из балета «Тарас Бульба» В. Соловьева-Седова (хореография Р. Захарова) и др.
Снимался в партии Принца в киноэкранизации балета «Золушка» (фильм вышел под названием «Хрустальный башмачок», режиссеры А. Роу и Р. Захаров, Киностудия им. М. Горького, 1960 г.) и в партии Коралла/ Кораллы, которую исполнял и на премьере в Большом, в киноэкранизации балета «Конек-Горбунок» Р. Щедрина (фильм получил название «Сказка о Коньке-Горбунке», режиссер З. Тулубьева, Центральная студия док. Фильмов, 1961 г.).
В 1969 г. осуществил постановку балета «Дон Кихот» (по Горскому) в Таджикском государственном театре оперы и балета им. С. Айни, где спустя десять лет занимал в течение сезона пост (1979–80) главного балетмейстера.
В 1980 г. поставил этот балет «Дон Кихот» в Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского (совместно с Т. Варламовой).
Завершив в 1969 г. свою карьеру танцовщика, обратился к педагогической деятельности, в которой также достиг больших успехов.
В 1970 г. был балетмейстером-репетитором варшавского Большого театра (Польша), в 1971–76 гг. – художественным руководителем Варшавской балетной школы В 1978 г. работал педагогом-репетитором в балетной школе в г. Боготе (Колумбия).
В 1982 г. в Москве при ДК ЗИЛ (Дворце культуры завода им. А.И. Лихачева – самом большом и знаменитом в Москве) совместно с женой Ларисой Ледях организовал Детский балетный театр, в котором поставил балеты «Щелкунчик» (1985 г.) и «Маленькая ночная серенада» на музыку В.А. Моцарта (1989 г.) и др. Обучение и подготовка детей в этом театре велись на профессиональном уровне, что десять лет спустя позволило открыть на базе этого театра (и ДК) Школу классического танца, которая быстро завоевала популярность и выдвинулась в ряды ведущих хореографических школ столицы. Геннадий Ледях, художественный руководитель, в своей школе преподавал классический и дуэтный танец.
Династию продолжила выпускница созданной ее родителями школы Алена Ледях, в 2016 г. поступившая в балетную труппу Большого театра.
Умер 3 августа 2020 г.
Распечатать