Биография
Харальд Ландер родился в Копенгагене, Дания, в 1905. Он поступил в школу Королевского датского балета в 1913, и в 1923 был принят в труппу театра. Как солист дебютировал в партии Дона Альваро в балете Августа Бурнонвиля «Далеко от Дании». В 1927 переехал в Нью-Йорк, где учился у Михаила Фокина. Тогда же учился русскому танцу у Ивана Тарасова и испанскому танцу у Хуана де Бокара и братьев Кансино. Вернулся в Датский балет в 1929, был солистом и ведущим характерным танцовщиком, выступал в балетах Бурнонвиля, а также в своих собственных. Первым сочиненным им балетом был «Гаучо», имевший большой успех. В 1931 Харальд Ландер был назначен художественным руководителем Королевского датского балета, занимал этот пост до 1951.В 1952–63 Харальд Ландер работал балетмейстером в Парижской опере и был директором балетной школы театра.
С 1963 как приглашенный хореограф работал в миланском театре Ла Скала, Американском театре балета, «Лондон Фестивал Балле», Муниципальном театре Рио-де-Жанейро, Королевском датском балете, Национальном балете Нидерландов, Финском национальном балете, государственных балетных компаниях Кельна, Гамбурга, Вены и Мюнхена, балете Парижской оперы.
Будучи художественным руководителем Королевского датского балета Харальд Ландер создал более тридцати балетов, среди которых: «Болеро» на музыку М. Равеля (1934), «Семь смертных грехов» К. Вайля (1936), «Русалочка» Ф. Энрикеса (1936), «Вальс» на музыку М. Равеля (1940), «Ученик чародея» на музыку П. Дюка (1940), «Рай дураков» на музыку Дж. Талбот (1942), па де де «Fest-Polonaise» на музыку Й. Свендсена (1942), «Картсилуни» К. Риисагера (1942), «Весна» на музыку Э. Грига (1942), «В духе фантазии» на музыку И. Стравинского (1945) и «Этюды» на музыку К. Черни - К. Риисагена (1948).
Харальд Ландер восстанавливал и тщательно cохранял балеты Бурнонвиля: «Неаполь» на музыку Дж. Россини, Н. Гаде, Э. Хёльстеда, Х.С. Паули и Х.К. Лумбю, «Сильфида» Х.С. Левенскольда, «Консерватория» Х.С. Паули, «Далеко от Дании» на музыку Й. Глезера, Л. Готтшалька, Х. Лумбю, Э. Дюпюи и А.Ф. Линке, «Окно» Г.К. Ламбьеля, «Народное предание» Н. Гаде и Й. Хартмана, «Ярмарка в Брюгге» Х.С. Паули, «Вольные стрелки из Амагера» В. Хольма, Э. Дюпюи и Х. К. Лумбю, «Фестиваль цветов в Дженцано» Э. Хёльстеда и Х.С. Паули, «Па де труа кузин» П.-Ж. Лорана, Х.С. Паули, Э. Рисена. Реставрация репертуара Бурнонвиля, собственные балеты Ландера и его методика преподавания стали главным достоянием Королевского датского балета и принесли ему мировую известность.
Харальд Ландер восстановил также балеты Фокина: «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, «Петрушка» И.Стравинского, «Князь Игорь» на музыку А. Бородина и «Видение розы» на музыку К.М. фон Вебера. Он создал ряд балетов для Парижской оперы: «Весна в Вене» на музыку Ф. Шуберта, «Маленькая ночная серенада» на музыку В.А. Моцарта, «Цветы» из «Галантной Индии» Ж.-Ф. Рамо, «Капризы Купидона» (по Винченцо Галеотти) и другие, а также перенес на сцену Парижской оперы балеты «Вальс», «Картсилуни» и «Этюды».
На телевидении Дании, Франции и Финляндии Харальд Ландер выпустил телевизионные версии балетов «Fest-Polonaise», «Гран па Дворжака», «Кристиан II», «Па де труа кузин» (по Бурнонвилю).
Харальд Ландер был женат на Марго Ландер, Тони Ландер и Лиз Ландер.
Умер в Копенгагене в 1971.
Распечатать