Награды
1996 г. – лауреат I премии Международного конкурса артистов балета «Майя» (Санкт-Петербург).
2014 г. – лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (победу сразу в двух номинациях «Балет/ спектакль» и «Работа хореографа» принесли «Вариации Сальери», сезон 2011-12);
назван «Персоной года» газетой «Музыкальное обозрение» – титула удостоен за постановку спектакля "Cantus Arcticus", ставшего, по версии этой газеты, «Событием года» в балете.
2015 г. – лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (номинация «Работа хореографа», балет «Цветоделика», сезон 2013-14);
«Событием года» в балете названы газетой «Музыкальное обозрение» постановки «Цветоделика» и «Мимолетности».
2016 г. – лауреат премии «Душа танца», учрежденной журналом «Балет» (номинация «Маг танца»).
2017 г. – балет «Ромео и Джульетта» стал лауреатом «Золотой маски» (номинация «Балет/ спектакль», сезон 2015-16).
2019 г. – специальной премией жюри «Золотой маски» награжден творческий коллектив создателей балета «Пахита» – «За лучшее событие Года Петипа».
2020 г. – премией Правительства России в области культуры за 2019 г. за постановку балета «Пахита» награждены автор идеи (П. Гершензон), автор оркестровой транскрипции (Ю. Красавин) и хореограф-постановщик – Вячеслав Самодуров.
2014 г. – лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (победу сразу в двух номинациях «Балет/ спектакль» и «Работа хореографа» принесли «Вариации Сальери», сезон 2011-12);
назван «Персоной года» газетой «Музыкальное обозрение» – титула удостоен за постановку спектакля "Cantus Arcticus", ставшего, по версии этой газеты, «Событием года» в балете.
2015 г. – лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (номинация «Работа хореографа», балет «Цветоделика», сезон 2013-14);
«Событием года» в балете названы газетой «Музыкальное обозрение» постановки «Цветоделика» и «Мимолетности».
2016 г. – лауреат премии «Душа танца», учрежденной журналом «Балет» (номинация «Маг танца»).
2017 г. – балет «Ромео и Джульетта» стал лауреатом «Золотой маски» (номинация «Балет/ спектакль», сезон 2015-16).
2019 г. – специальной премией жюри «Золотой маски» награжден творческий коллектив создателей балета «Пахита» – «За лучшее событие Года Петипа».
2020 г. – премией Правительства России в области культуры за 2019 г. за постановку балета «Пахита» награждены автор идеи (П. Гершензон), автор оркестровой транскрипции (Ю. Красавин) и хореограф-постановщик – Вячеслав Самодуров.
Биография
Портрет: фото Елены Леховой.В 1992 г. окончил Академию русского балета имени А.Я. Вагановой (педагог Геннадий Селюцкий) и был принят в балетную труппу Мариинского театра. В 1996 г. после победы на Международном конкурсе артистов балета «Майя» в Санкт-Петербурге получил статус премьера. Прославился невероятной технической виртуозностью и бравурной, героической манерой танца.
Был участником премьер в Мариинском театре балетов Дж. Баланчина «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе (солист III части) и «Драгоценности» (солист II части – «Рубины» на музыку И. Стравинского), балета Ролана Пети «Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха (Юноша) и участником мировых премьер балетов А. Ратманского «Поцелуй феи» И. Стравинского и «Поэма экстаза» на музыку А. Скрябина. Исполнял ведущие и главные партии в балетах классического и советского наследия. Визитной карточкой танцовщика надолго стало Па де де на музыку Чайковского (хореография Дж. Баланчина).
В 2000-03 гг. в ранге премьера танцевал в Национальном балете Нидерландов (Амстердам), где в его репертуар вошли балеты Ф. Аштона, У. Форсайта, Дж. Роббинса, Х. Ван Манена, Р. Ван Данцига и еще ряд балетов Дж. Баланчина.
В 2003 г. в том же статусе перешел в Королевский балет Ковент-Гарден, танцевал ведущие и главные партии в балетах Н. де Валуа, Ф. Аштона, К. МакМиллана, П. Райта, Дж. Баланчина. Исполнил главные партии в балетах «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. Чайковского. В 2010 г. оставил эту труппу и посвятил себя карьере хореографа.
Первые его балеты, поставленные для коллег, артистов Королевского балета, – «Нелинейные взаимодействия» на музыку Ю. Катори и Д. Скарлатти и "Trip Trac" на музыку Д. Шостаковича – были показаны в 2009-м и 2010 г. соответственно в рамках мастерской/workshop’а молодых хореографов в студии Линбери.
В 2010 г. по заказу Михайловского театра поставил «Минорные сонаты» на музыку Д. Скарлатти.
В 2011 г. был назначен художественным руководителем балетной труппы Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. В 2012 г. инициировал на базе этого театра «Dance-платформу» – проект, призванный дать плацдарм для воплощения творческих замыслов молодым хореографам. В том же году – в рамках 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства – реализовал еще один уникальный проект: поставил для артистов театра балет «Н2О» в цеху завода «Уралтрансмаш» с участием рабочих этого завода.
В Екатеринбургском театре оперы и балета (с 2018 г. носит название Урал Опера Балет) осуществил также постановки балетов: "Amore Buffo" по мотивам оперы «Любовный напиток» Г. Доницетти (2012 г.), "Cantus Arcticus"/ «Песни Арктики» на музыку Э. Раутаваара и «Вариации Сальери» на музыку А. Сальери (в рамках программ одноактных балетов «XIX/ XX/ XXI. Три века/ Три балета/ Три стиля» и "En Pointe"/ «На пуантах», 2013 г.), «Цветоделика» на музыку П. Чайковского, А. Пярта, Ф. Пуленка (к столетию Екатеринбургского театра оперы и балета , 2014 г.), «Мимолетности» на музыку С. Прокофьева (2014 г.), «Занавес» на музыку О. Респиги (часть «диптиха» балетов "Terra nova"/ «Новая земля», в главной партии выступила прима-балерина Большого театра Мария Александрова; второй частью стал балет "Step Lightly" на музыку болгарских народных песен в постановке П. Лайтфута и С. Леон, впервые работавших в России именно по приглашению В. Самодурова с руководимой им труппой, 2015 г.), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (2016 г.), «Снежная королева» А. Васильева (2016 г.), «Пахита» Э. Дельдевеза, Л. Минкуса в свободной транскрипции Ю. Красавина (по М. Петипа; выпустил спектакль после кончины балетмейстера-постановщика С. Вихарева, 2018 г.), «Приказ короля» А. Королева (2018 г.), «Конек-горбунок» А. Королева (с А. Пимоновым; 2021 г.), «Дар» на музыку Десятникова (в рамках проекта L.A.D., юбилейного посвящения композитору Л. Десятникову; 2021 г.); перенес балет Михаила Фокина «Видение розы» на музыку К.М. фон Вебера и сюиту из балета Августа Бурнонвиля «Неаполь» на музыку Х. С. Паулли и Э. Хельстеда (2021 г.).
В 2014 г. поставил балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева для труппы Королевский балет Фландрии (Бельгия, Антверпен/Гент).
В 2017 г. – балет-аллегорию «Поцелуй феи» И. Стравинского для труппы Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.
Вячеслав Самодуров быстро заставил говорить о себе как об одном из самых перспективных российских хореографов. С 2011 г. его спектакли и он сам практически регулярно номинируются на «Золотую маску» и нередко удостаиваются этой высокой театральной награды.
Cвои первые шаги на новом поприще делал, в том числе, и в Большом театре. Именно здесь в рамках Мастерской молодых хореографов прошла в 2006 г. премьера одной из первых его постановок – хореографического номера «+_ 2» на музыку Г.Ф. Генделя, в котором выступили Екатерина Крысанова и Андрей Меркурьев.
В 2016 г. поставил в Большом театре полнометражный балет «Ундина» Х. В. Хенце.
Провел две персональные выставки фотографий «Динамика и неподвижность» (Лондон, 2008 г.) и «Архитектура тела» (Петербург, 2009 г.).
Распечатать