В партии Каталабюта в балете «Спящая красавица».
В партии Каталабюта в балете «Спящая красавица».
В партии Дачника в балете «Светлый ручей».
В партии Дачника в балете «Светлый ручей».
В партии Капулетти в балете «Ромео и Джульетта». Тибальд — Алексей Ермолаев.
В партии Капулетти в балете «Ромео и Джульетта». Тибальд — Алексей Ермолаев.
В партии Капитана в балете «Красный мак». Тао Хоа — Галина Уланова.
В партии Капитана в балете «Красный мак». Тао Хоа — Галина Уланова.
В партии Красса в балете «Спартак». Фото из музея Большого театра.
В партии Красса в балете «Спартак». Фото из музея Большого театра.

Награды

1937 г. — Заслуженный артист РСФСР (Российской Федерации).

1951 г. — орден Трудового Красного Знамени.
1958 г. — Заслуженный деятель искусств РСФСР.
1964 г. — орден «Знак Почёта».
1976 г. — орден Дружбы народов.

						

Биография

Родился 21 июля (3 августа) 1912 г. в Москве в семье артистов цирка. В 1930 г. окончил Московское хореографическое училище (педагог Николай Тарасов) и был принят в балетную труппу Большого театра.

Исполнил множество характерных партий.
Большинства из них стал первым исполнителем:

Второй монах /Монахи/ («Комедианты» Р. Глиэра, хореография А. Чекрыгина, 1931 г.)
Вождь галлов ( «Саламбо» А. Арендса, хореография И. Моисеева, 1932 г.)
Гаспар («Три толстяка» В. Оранского, хореография И. Моисеева, 1935 г.)
Сержант марсельского отряда («Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена, 1933 г.)
Оруженосец («Жизель» А. Адана, хореография М. Петипа в постановке А. Монахова, 1934 г.)
Каталабют («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография А. Мессерера, А. Чекрыгина, режиссер Б. Мордвинов, 1936 г.)
Верблюд /вместе с Н. Попко/ («Светлана» Д. Клебанова, хореография его и Н. Попко, Л. Поспехина, 1939 г.)Отец Марии («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова, 1936 г.)Король мышей («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена, 1939 г.)
Старый атаман («Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, хореография Р. Захарова, 1941 г.)
Эгль-странник («Алые паруса» В. Юровского, хореография его и Н. Попко, Л. Поспехина, во время эвакуации в Куйбышеве, 1942 г.)
Лангрен («Алые паруса», премьера в Москве, 1943 г.)
Лоренцо («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, К. Голейзовского и Р. Захарова, 1943 г.)
Оруженосец («Жизель» в редакции Л. Лавровского, 1944 г.)
Мишо («Тщетная предосторожность» П.Л. Гертеля, хореография А. Мессерера по Горскому, премьера в Куйбышеве, 1943; в Москве, 1945 г.)
Григорий Иванович Муромский («Барышня-крестьянка» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова, 1946 г.)
Капулетти-отец («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1946 г.)
Слон /вместе с Н. Попко («Аистёнок» Д. Клебанова, хореография А. Радунского, Л. Поспехина, Н. Попко, 1948 г.)
Хан («Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, хореография А. Горского в постановке его и Т. Никитиной, Л. Поспехина, 1948 г.)
Коппелиус («Коппелия» Л. Делиба, хореография А. Горского в постановке его и Е. Долинской, 1949 г.)
Граф Альбафьорита («Мирандолина» С. Василенко, хореография В. Вайнонена, 1949 г.)
Петр I («Медный всадник» Р. Глиэра, хореография Р. Захарова, 1949 г.)
Капитан («Красный мак» Р. Глиэра, постановка Л. Лавровского, 1949 г.)
Барбо ( «Фадетта» на музыку Л. Делиба, постановка Л. Лавровского, 1952 г.)
Каталабют («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография А. Мессерера, М. Габовича, 1952 г.)
Помещик («Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1954 г.)
Отец Фрондозо («Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани, 1956 г.)
Красс («Спартак» А. Хачатуряна, хореография И. Моисеева, 1958 г.)
Царь («Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, хореография его, 1960 г.)
Отец Тамары («Страницы жизни» А. Баланчивадзе, хореография Л. Лавровского,1961 г.)
Красс («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Л. Якобсона, 1962 г.)
Коппелиус («Коппелия», хореография А. Горского, новая редакция его и С. Головкиной, М. Мартиросяна и Р; спектакль Московсокго хореографического училища и Большого театра, 1977 г.)

На протяжении всей своей карьеры был непревзойденным характерным артистом самого широкого диапазона, умевшим внести свою неповторимую краску в общее звучание балета. Потому хореографы охотно занимали его в своих постановках.

Выступал на эстраде, в цирке, снимался в кино. Поставил множество концертных номеров, которые, как правило, сам и исполнял. Снимался в роли Капулетти-отца в киноэкранизации балета «Ромео и Джульетта» (режиссер Л. Арнштам, хореография Л. Лавровского, «Мосфильм», 1955 г.).

В содружестве с Н.Попко и Л. Поспехиным поставил в Большом ряд спектаклей, в которых на равных сосуществовали классический танец, народно-характерный и пантомима. Среди этих балетов: «Аистёнок» (спектакль училища, 1937 г.; новая редакция — второе название «Дружные сердца» — для балетной труппы Большого, 1948 г.); «Светлана» (1939 г.); «Алые паруса» (1942 г.).
Первым поставил балет «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (1960 г.), в котором центральные роли исполнили М. Плисецкая и В. Васильев. Снялся в роли Царя в киноэкранизации этого балета («Сказка о Коньке-Горбунке», режиссер З. Тулубьева, Центральная студия документальных фильмов, 1961 г.).

В 1949–62 гг. был балетмейстером-репетитором и балетмейстером Большого театра.

В 1964–69 гг. был заместителем начальника по хореографии Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской армии им. А.В. Александрова. Преподавал режиссуру и актерское мастерство в Московском государственном институте культуры.
С 1977 г. являлся педагогом-репетитором, с 1978 г. — балетмейстером Московского хореографического училища.

Умер 27 августа 1982 г. в Москве. Похоронен в некрополе Донского монастыря.