В партии Китри в балете «Дон Кихот». Базиль — Асаф Мессерер.
В партии Китри в балете «Дон Кихот». Базиль — Асаф Мессерер.
В партии Царицы в балете «Медный всадник». Ибрагим — Александр Лапаури.
В партии Царицы в балете «Медный всадник». Ибрагим — Александр Лапаури.
В партии Принцессы Авроры в балете «Спящая красавица». Принц Дезире — Борис Хохлов. Фото из музея Большого театра.
В партии Принцессы Авроры в балете «Спящая красавица». Принц Дезире — Борис Хохлов. Фото из музея Большого театра.

Награды

1947 г. — Сталинская премия I степени за исполнение партии Дианы Мирель в балете «Пламя Парижа».
1951 г. — звание «Заслуженная артистка РСФСР» (Российской Федерации).

						

Биография

«Я вспоминаю Ирину Тихомирнову с ее изяществом фарфоровой куколки: маленькая, изящная, чистая, точная».
Виталий Вульф


Родилась 18 (31) июля 1917 г. в Москве. В 1936 г. окончила Хореографический техникум Большого театра (педагог Елизавета Гердт) и была принята в балетную труппу Большого, где прослужила до 1959 г.
Во время Великой Отечественной войны находилась с основной частью балетной труппы в Куйбышеве (ныне Самара), где ее репертуар значительно пополнился ведущими партиями. Принимала участие в концертах фронтовых бригад.

В 1959–60 гг. была ассистентом педагога в Московском хореографическом училище (ныне академия).


В 1961 г. вместе с мужем — прославленным танцовщиком, хореографом и педагогом Асафом Мессерером была командирована в Брюссель с целью организовать там хореографическое училище. Вместе с А. Мессерером преподавала в театре де ла Монне, где результаты их педагогической деятельности были высоко оценены М. Бежаром, незадолго до того приглашенным создать там свою труппу.

В 1966 г. принимала участие в создании хореографического концертного ансамбля Молодой балет (художественный руководитель Игорь Моисеев) — ансамбля, из которого впоследствии вырос нынешний Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василева. Ирина Тихомирнова являлась директором ансамбля до 1970 г.
В 1970–84 гг. была педагогом-режиссёром Москонцерта.

В 1981–84 гг. стала создателем и художественным руководителем ансамбля Классический балет Московской областной филармонии.
На протяжении многих лет (1940–84 гг.) выступала в печати с рецензиями и статьями о балете.

Умерла в Москве 25 октября 1984 г.
На рубеже 1990-2000 гг. в Москве на базе средней общеобразовательной школы была организована Школа балета им. Ирины Тихомирновой, которой руководил ее сын Михаил Тихомирнов, в прошлом также артист балета Большого театра.

Репертуар

Фея Кандид («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография А. Мессерера, А Чекрыгина, 1936 г.) — первая исполнительница
Фея золота, Флорина («Спящая красавица», хореография А. Мессерера, А. Чекрыгина, 1937 г.)
Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова,
1937 г.)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро», хореография А. Горского в редакции Е. Долинской и А. Мессерера, 1938 г.)
Вальс, Мазурка и Краковяк (картина «Польский бал» в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р. Захарова, режиссер Б. Мордвинов, 1939 г.)
Панночка («Тарас бульба» В. Соловьева-Седого, хореография Р. Захарова,
1941 г.)
Ассоль («Алые паруса» В. Юровского, хореография А. Радунского, Н. Попко, Л. Поспехина, 1942 г. в период эвакуации театра, Куйбышев/Самара) — первая исполнительница
Солистка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина,
1943 г.)
Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля, постановка А. Мессерера по А. Горскому, 1943 г.)
Маша («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена, 1943 г.)
Лиза Муромская («Барышня-крестьянка» Б. Асафьева, Р Захарова, 1944 г.)
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, новые танцы и картины К. Голейзовского и Р. Захарова, 1945 г.)
Диана Мирель («Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена,
1947 г.)
Жемчужина /Жемчужины («Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, постановка
Т. Никитиной, Л. Поспехина, А. Радунского по А. Горскому, 1948 г.)
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, редакция Е. Долинской, А. Радунского по А. Горскому, 1949 г.) — первая исполнительница
Коломбина («Медный всадник» Р. Глиэра, хореография Р. Захарова, 1949 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Царица бала («Медный всадник», 1949 г.)
Жанна («Пламя Парижа», 1949 г.)
Вакханка (хореографическая картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст»
Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского, 1949 г.)
Русалка (опера «Русалка» А. Даргомыжского, хореография
Е. Долинской, А Холфина, режиссер В. Лосский, 1949 г.)
Золушка («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1950 г.)
Индусский танец (опера «Лакме» Л. Делиба, хореография А. Мессерера, режиссер Н. Домбровский, 1950 г.)
Принцесса Флорина («Спящая красавица», хореография М. Габовича,
А. Мессерера, 1952 г.) — первая исполнительница
Мадлон («Фадетта» на музыку Л. Делиба, хореография Л. Лавровского,
1952 г.)
Принцесса Аврора («Спящая красавица», хореография М. Габовича,
А. Мессерера, 1952 г.)
заглавная партия («Раймонда» А. Глазунова, хореография Л. Лавровского, 1954 г.)
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография А. Горского, 1958 г.)