Награды

Лауреат Международных конкурсов артистов балета в Варне (1980 г.) и Москве (1985 г.).
2000 г. – Специальный приз жюри музыкального театра Национальной театральной премии «Золотая маска» за реконструкцию балета «Спящая красавица» в Мариинском театре).
2002 г. – звание «Заслуженный артист России».
2008 г. – Национальная театральная премия «Золотая маска» в двух номинациях («Спектакль/  балет», «Хореограф») за реконструкцию балета «Пробуждение Флоры» в Мариинском театре).


				
Сергей Вихарев

Биография

Родился в Санкт-Петербурге 15 февраля 1962 г. В 1980 г. окончил санкт-петербургскую Академию русского балета им. А.Я. Вагановой (педагог Владлен Семенов) и был принят в балетную труппу Мариинского театра. В 1986 г. стал солистом.

Танцевал следующие партии

Джеймс («Сильфида» Х. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э.М. фон Розен)
Принц Дезире («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции К. Сергеева)
Меркуцио («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского)
Юноша («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина)
вставное па де де, Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж.Коралли, Ж. Перро, М. Петипа)
неаполитанский танец, па де труа («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева)
па де де из балета «Бабочка» на музыку Ж. Оффенбаха (хореография П. Лакотта по М. Тальони)
Дженнаро, вариация в гран па («Неаполь, или Рыбак и его невеста» Н.В. Гаде, Э. Хельстеда, Х.С. Паулли, Х.К. Лумбю, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э.М. фон Розен)
Рыбак (сюита из балета «Наяда и рыбак» Ц. Пуни, хореография П. Гусева по Ж. Перро)
Колен («Тщетная предосторожность» П. Гертеля, хореография О. Виноградова)
па де труа («Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа)
Трубадур («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции К. Сергеева)
па де сис из балета «Маркитантка» Ц. Пуни (хореография П. Лакотта по А. Сен-Леону)
Петрушка («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина)
солист III части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина) – первый исполнитель в Мариинском театре
Арлекин
(телеверсия балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана, хореография М. Фокина, возобновление К. Сергеева)

Был первым исполнителем партий в балетах О. Виноградова –
Царевич каджей («Витязь в тигровой шкуре» А. Мачавариани)
Вестовой («Броненосец «Потемкин» А. Чайковского)
Петрушка («Петрушка» И. Стравинского)

Танцевал в балетах Б. Эйфмана, А. Полубенцева, В. Карелина.
Участвовал в спектаклях Независимой труппы Аллы Сигаловой (1991 г., «Пиковая дама», музыка А. Шнитке, режиссер Ю. Борисов; 1996 г., «Циники» по А. Мариенгофу, 1997 г., «Желтое танго» на музыку А. Пьяццоллы; хореография всех А. Сигаловой)

В 1987-88 гг. был педагогом-репетитором Донецкого государственного академического театра оперы и балета (ныне им. А. Б. Соловьяненко).

Карьера балетмейстера-постановщика

Поставил балет «Леда и Лебедь» на музыку Г. Малера (1995 г., Эрмитажый театр, Санкт-Петербург), балетные сцены в опере «Джоконда» А. Понкьели (1997 г.) в генуэзском театре Карло Феличе (Италия).

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета
«Спящая красавица» (1996 г., хореография М. Петипа в редакции К. Сергеева)
«Щелкунчик» П. Чайковского (1998 г., хореография Л. Иванова, В. Вайнонена и собственная)
«Консерватория Бурнонвиля, или причуды балетмейстера» (1998 г., по А. Бурнонвилю в редакции Э.М. фон Розен)
«Жизель» (1999 г., хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа)

Мариинский театр
«Спящая красавица» (1999 г., реконструкция спектакля М. Петипа 1890 г.)
«Петрушка» (2000 г., реконструкция спектакля А. Бенуа – М. Фокина в редакции Л. Леонтьева)
«Баядерка» Л. Минкуса (2002 г., реконструкция спектакля М. Петипа 1900 г.)
«Пробуждение Флоры» (2007 г., реконструкция спектакля М. Петипа, Л. Иванова 1894 г.)
«Карнавал» (2008 г., реконструкция спектакля Л. Бакста – М. Фокина 1910 г.)
танцы в опере «Жизнь за царя» М. Глинки (2004 г., режиссер Дмитрий Черняков)

В 1999-2006 гг. являлся главным балетмейстером Новосибирского театра оперы и балета,
где также осуществил постановки:
«Коппелия» (2001 г., реконструкция спектакля Мариинского театра 1894 г.)
«Дон Кихот» Л. Минкуса (2003 г., по А. Горскому и Ф. Лопухову)
балеты М. Фокина «Шопениана» (2000 г.), «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина (2000 г.), «Карнавал», «Шехеразада» (2001 г.) на музыку Н. Римского-Корсакова
танцы в опере «Аида» Дж. Верди (2004 г., режиссер Дмитрий Черняков)

Поставил балеты Фокина «Шопениана», «Половецкие пляски», «Карнавал» в Национальном театре оперы и балета им. К. Байсеитовой (Астана, 2006 г.) и балетной труппе Нихон академии балета/NBA Ballet (Токио, 2007 г.).

Большой театр
«Коппелия» (2009 г., реконструкция спектакля Мариинского театра 1894 г.).
«Петрушка» (2010 г., хореография М. Фокина, новая хореографическая редакция)

Ла Скала (Милан)
«Раймонда» (2011 г., хореография М. Петипа, новая хореографическая редакция)

Екатеринбургский театр оперы и балета
«Тщетная предосторожность» Л.П. Гертеля (2015 г., хореография М. Петипа, Л. Иванова, новая хореографическая редакция) 
«Пахита» (2018 г., премьера состоялась после смерти балетмейстера; музыка Э. Дельдевеза и Л. Минкуса в свободной транскрипции Ю. Красавина, по спектаклю М. Петипа в Маринском театре 1881 г., хореографическая редакция и постановка С. Вихарева и В. Самодурова) 

В 2007-17 гг. был балетмейстером-репетитором Мариинского театра.  

Умер 2 июня 2017 г.
Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.